Если прежде вы никогда не вязали, то рекомендуем пользоваться сначала только шерстяной пряжей. Толщину нити выберите такую, чтобы можно было вязать спицами № 2,5 или 3. Работать хлопчатобумажными нитями, пока не появится опыт, не следует: они не эластичны, поэтому петли плохо скользят по спице, что крайне затрудняет процесс вязания.
Набирая петли начального ряда, старайтесь как можно туже затягивать их на спице, но учтите, что следующий ряд (как и все остальные) вязать нужно более слабо. Лучший вариант вязки — это когда петля плотно «обнимает» спицу. Существует такое правило: петельный шаг должен по ширине равняться четырем нитям, или расстояние между соседними петлями на спице должно приблизительно быть равным двум нитям. Время от времени контролируйте исполнение работы: передвиньте вязанье по спице туда и обратно несколько раз. Если оно движется с чуть заметным усилием, значит, петли выполнены правильно.
Многие любители вязания не обращают внимания на то, как повернуть полотно после окончания ряда, чтобы начать новый. Чаще всего поворачивают вязанье вокруг своей оси по часовой стрелке. Если в это время в работе не одна нить, а 2—3, например при вязании многоцветного орнамента или полосок, то постепенно нити путаются, скручиваются между собой и вязать становится трудно. Чтобы этого избежать, вязанье нужно поворачивать туда и обратно.
Если вязать все ряды лицевыми петлями из тонких нитей очень толстыми спицами, то получается ажурное, рыхлое полотно. Такой прием нередко используют при вязании шалей и летних блузок.
Придумать новый красивый узор, который бы еще легко и удобно было вязать, — дело непростое, но весьма увлекательное. Задачу можно облегчить, если петли обозначить условными знаками. Например, вертикальная палочка — лицевая петля, горизонтальная — изнаночная петля. Тогда на клетчатой бумаге можно изобразить различные комбинации из знаков (как в вышивке крестом) и вязать по составленной схеме.
Возьмите себе за правило: после набора нужного числа петель для начала работы, пересчитайте их еще раз (быстрее считать парами) и, только убедившись, что число петель правильное, начинайте 1-й ряд. Этот нехитрый прием поможет избавиться от самой распространенной ошибки: узор не получается из-за того, что число петель для него набрано не то, которое требуется.
Иногда в процессе работы не совсем ясно, какой ряд вязать — лицевой или изнаночный. Запомните, что нечетные ряды всегда выполняются по лицевой стороне вязанья, а четные — по изнаночной. И еще: конец нити, оставшийся от набора петель (обычного, не утолщенного края), расположен справа относительно лицевой стороны работы.
Высота одной кромочной петли соответствует двум провязанным рядам. Используйте эту закономерность при подсчете рядов, так как не всегда фактура узора — строение поверхности полотна — позволяет различить границы между рядами, кромочные же петли всегда хорошо видны.
Имейте в виду, что в цифровом изображении простейших резинок (1x1, 2x2, 3x3, 6x9 и т.д.) первая цифра обозначает число лицевых петель, а вторая — изнаночных на лицевой стороне резинки.
Резинки из «бабушкиных», а также из скрещенных петель растягиваются меньше, чем из обычных. Они более плотные и пружинистые. Если пряжа вялая, резинку надо вязать на более тонких спицах. Иногда к такой пряже добавляют тонкую, но прочную нить того же цвета.
Иногда в процессе работы происходят досадные ошибки: спущена петля, захвачена вместе с петлей нитка предыдущего ряда, провязана не целая нить, а половина (расщепилась), вместо лицевой петли связана изнаночная, или наоборот. Эти погрешности можно исправить, не распуская всей вещи. Если по ошибке вместо лицевой петли провязана изнаночная, то, связав ряд до этой петли, ее распускают и перевязывают без рабочей нити, а затем только провязывают рабочей нитью. Если ошибка произошла несколькими рядами раньше, то до этого места распускают петельный столбик и провязывают его крючком.
Если вы ошиблись в узоре со сложным переплетением нитей, то распустите все ряды до ошибки и один ряд после нее. Расплетайте его медленно и осторожно: сначала вводите спицу острием на себя поочередно в каждую петлю ряда, расположенного под тем, который нужно распустить, и только после этого выплетайте нить из петли (иногда это может быть не одиночная петля, а группа петель или петля с накидами, тогда вводить спицу нужно особенно внимательно). Распустив последнюю петлю, определите, какой именно ряд прерванного узора оказался на спице, и продолжайте работу.
Опытные вязальщицы, выполняя узоры, в которых на фоне чулочного вязанья расположены снятые петли, выпуклые полосы, бугорки и т. п., прибегают к такой «хитрости»: фон вяжут потуже «бабушкиными» петлями, а выпуклости — обычными и послабее. От этого фактура трикотажного полотна становится более выразительной.
Нередко во время вязки заканчивается клубок. Если это случится в середине ряда, то лучше распустить его до начала и в этом месте привязать новую нить, а оставшийся конец отрезать — он пригодится для сшивания готовых деталей.
Не рекомендуется вязать «бабушкиными» петлями рельефные, пышные узоры (особенно с накидами), от этого их поверхность становится плоской, невыразительной, а в иных случаях искажается до неузнаваемости.
Чтобы образец узора выглядел аккуратно, его можно слегка отутюжить. Для этого на мягкую подстилку, покрытую клетчатой бумагой, приколите образец изнанкой вверх, придав ему четкую форму прямоугольника. Сверху положите два слоя влажной марли и отутюжьте, слегка касаясь поверхности (чулочное и ажурное вязанье утюжьте сильнее). Если узор имеет ярко выраженную выпуклую фактуру, то утюжить его не следует: достаточно оставить на нем мокрую марлю, дать ей просохнуть и после этого отколоть образец. Еще раз напоминаем, что вязать «по рисунку» — это значит провязывать петли так, как они сидят на спице: лицевую — лицевой, изнаночную — изнаночной. Говорят и по-другому: «вязать, как смотрят петли», «петли вяжут, как их видят», «вязать, как смотрит вязка» и т.п. Одним словом, что видишь — то и вяжешь. Малоопытные вязальщицы, как правило, допускают такую ошибку: вместо того, чтобы повторить рисунок только что провязанной петли, начинают припоминать, как она была связана в предыдущем ряду и повторяют ее, т.е. делают все наоборот.